САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ЩЕНКОМ: ПОДЗЫВ СОБАКИ ПО КОМАНДЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ЩЕНКОМ: ПОДЗЫВ СОБАКИ ПО КОМАНДЕ
02.07.2015

Начинать заниматься с щенком необходимо с самого раннего возраста, обучая его «от простого к сложному» — от заинтересованной реакции на кличку да подзыва по команде «Ко мне!», от следования за хозяином до хождения по команде «Рядом!» — и т.д. Тут-то и возникает вопрос: а как сделать это правильно, если вы с щенком уехали в отпуск за город и площадок рядом нет, а пригласить инструктора на дом затруднительно? Попробуем разобраться, чему и как может хозяин самостоятельно обучить своего щенка на начальном этапе.

В отпуск — с щенком!

Многие собаководы стараются совместить момент приобретения щенка со временем выхода в отпуск. И они совершенно правы! Этот вариант удобен со всех точек зрения. Щенку не придётся сразу надолго оставаться в одиночестве на новом месте, соблюдение режима положительно скажется на развитии, контроль и достаточное внимание со стороны владельца помогут не попасть в опасные ситуации. Владельцу не придётся беспокоиться о поиске помощника для выгула и кормления, метаться в поисках автоматических кормушек и поилок, переживать за безопасность малыша и ограничивать его клеткой. Кроме того, приучение к соблюдению чистоты у щенков, которых владелец имеет возможность чаще выводить для туалетных дел или вовремя подсаживать на пелёнку, идёт значительно быстрее, чем у их хвостатых сверстников, предоставленных самим себе. Да и беготню по травке под весёлым солнышком на свежем воздухе не сравнить с городскими реалиями. Однако здоровая беготня — это далеко не всё, что требуется растущему малышу. 

 

Правильная социализация

Для начала следует разобраться с социализацией щенка. Собаки, обладающие крепким характером, даже будучи выращенными в обеднённой в сравнении с мегаполисом раздражителями обстановке загородного участка, при переезде в город быстро адаптируются к новым условиям, демонстрируя лишь любопытство к незнакомому окружению. Более же нежные, робкие собаки нуждаются в раннем знакомстве с как можно большим числом раздражителей. Иными словами, их нужно вывозить в город, знакомить с транспортом, толпой людей, детьми и другими собаками, приучать к лифту и другим подобным вещам как можно раньше, чтобы в дальнейшем избежать выраженной робости при переезде в город. Если при пробных поездках в город щенок показывает некоторую неуверенность, нежелание гулять, трусливо-агрессивную реакцию, то необходимо такие вылазки в город сделать регулярными. Пренебрегая этими поездками, рассчитывая на то, что щенок сам свои страхи перерастёт, вы рискуете получить собаку, которая, например, всю жизнь будет бояться гулять, расслабляясь только в квартире или на даче. Другая возможная крайность — выраженная агрессивная реакция от страха, когда ваш питомец демонстративно бросается на всё, что его пугает. А так как пугать его может очень и очень многое — от незнакомых животных до детей, — жизнь с такой собакой в городе становится весьма затруднительной. Итак, лучше выделить один-два дня в неделю на поездки и своевременно потрудиться над ранней социализацией щенка, если в этом есть необходимость.

Подзыв по команде

Основным навыком, которым должна владеть любая собака — большая или маленькая, домашняя «диванная» или «рабочая лошадка», обитающая в квартире или в загородном доме, — является умение быстро и безотказно приходить на зов. Какой бы конечный вариант выполнения подзыва вы ни выбрали (подход с посадкой у ноги, как принято в ОКД, или с фронтальной посадкой, как требуется при обучении ИПО, или вам будет достаточно нахождения собаки у ног в свободном состоянии), на начальном этапе щенка обучают просто быстро и охотно бежать на зов. Этим-то и можно заняться самостоятельно до начала планомерных тренировок с инструктором. 

Для бытового управления собакой важно, чтобы она после подзыва быстро бежала к хозяину, бросив все свои самые интересные и важные собачьи дела. Именно на развитии заинтересованности в хозяине и следует сосредоточиться при самостоятельной работе с щенком. 

Первый урок

Для первого урока выберите тихое знакомое место, где ничто не отвлекает щенка (собственный участок прекрасно отвечает этим условиям). Щенок должен быть голодным, не уставшим, сделавшим свои делишки. Первая за день прогулка прекрасно подойдёт. Вам необходимо иметь под рукой лакомство и игрушку для привлечения внимания и поощрения питомца. 

Для начала несколько раз просто позовите по имени щенка, находящегося рядом с вами, и угостите его, когда он в ответ повернётся к вам. Два-три раза награждайте малыша за внимание к вам лакомством, на четвертый поиграйте с ним в игрушку. Не ограничивайтесь просто бросанием ему игрушки в ожидании, что он сам себя развлечёт. Сейчас необходимо именно играть вместе с карапузом: оживите «добычу», потягивая игрушку от щенка то плавно, то «скачками», ведя её по траве, позвольте маленькому охотнику догнать и схватить её, немного подёргайте и потяните её. Только не увлекайтесь, не следует резко выдёргивать игрушку из зубов малыша. Старайтесь соизмерять свои силы с его возможностями. 

Далее повторите всё сначала, увеличив расстояние от вас до щенка на три-четыре шага. После произнесения клички, когда питомец посмотрит на вас, начинайте убегать от него спиной вперед. Таким образом вы побудите щенка догонять вас и добьётесь требуемого поведения: на зов малыш будет быстро бежать к вам. Если у вас всё получается правильно, щенок радостно догоняет вас, бежит, когда вы его заинтересовываете игрушкой или лакомством, то вводите команду, которой вы планируете подзывать собаку в дальнейшем. Например, «Тайфун!» — щенок поворачивается к вам. «Ко мне!» — вы начинаете пятиться (показываете игрушку, присаживаетесь на корточки, хлопаете в ладоши и т.д.), и он к вам бежит. Примчавшегося на зов ученика обязательно награждайте лакомством и весёлой игрой. 

Прекращать урок нужно всегда до того, как малыш устанет.


Когда ваш малыш будет десять раз из десяти радостно бежать к вам по команде, бросив охоту на кузнечиков, начните постепенно увеличивать расстояние, с которого вы его подзываете. Варьируйте это расстояние в произвольном порядке: то подзовите щенка, находящегося в паре шагов от вас, то увеличьте расстояние до пяти метров. Если всё получается, усложняйте задачу — зовите малыша из-за угла дома, подзывайте в момент, когда он чем-то увлечён. Если не всё идет гладко и ваш ученик может, вместо того чтобы бежать к вам, вдруг свернуть в сторону, работайте с ним на длинном поводке. Используйте поводок для пресечения ухода малыша «по своим делам», для привлечения внимания (после произнесения клички короткими рывочками побуждайте щенка обратить на вас внимание). Помните, что вы должны быть с ним терпеливы и ласковы, ведь это совсем ещё малыш.

 Расширение возможностей

Когда на участке всё будет получаться хорошо и очень-очень хорошо, тогда ваши уроки следует перенести за его пределы. В новой обстановке начните тренировки с работы в тихих местах, для начала закрепите подзыв на небольшом расстоянии, постепенно увеличивая его. Если всё идёт гладко, значит, можно начинать работу при новых раздражителях. Выбирайте моменты, когда проходят люди, появляются в поле зрения собаки или другие животные, проезжают машины. Понятно, что не надо звать щенка сразу же, когда он впервые увидел, например, стадо коз. Для начала нужно дать ему возможность посмотреть на «заморское чудо», привыкнуть к новым запахам, освоиться. Если щенок спокоен, тогда смело зовите его. При необходимости помогите переключиться на вас, лёгким рывочком привлекая внимание. Для того чтобы ученик быстро и охотно бежал к вам, обязательно используйте весь арсенал — лакомство, игрушку, убегание, приседание и всё-всё-всё, что вы успели придумать ранее, заинтересовывая его при работе на участке.

Если малыш после трёх — пяти уроков радостно бежит к вам на зов, значит, вы всё делаете правильно, и ваша самостоятельная работа удалась! Если же нет, значит, что-то идёт не так. В таком случае не следует опускать руки, лучше выделить время и один-два раза позаниматься с инструктором. Увидев всё своими глазами, инструктор подскажет, что вы делаете неправильно. На основе полученных знаний вы сможете продолжать самостоятельные занятия уже без ошибок. 

по материалам сайта: zooinform.ru