ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КОШКИ
01.07.2015

Кошки служат на железной дороге практически с начала ее существования. Хвостатым сотрудникам дел всегда хватало. Зерно было одним из основных грузов, перевозимых по железной дороге, приходилось охранять его от серых воришек: мышей и крыс. Железнодорожники несильно утруждали себя выбором хвостатых коллег. Главное, чтобы кошка была отменной охотницей, имела теплую «шубку» для дежурств в зимний период да ладила с собаками, охранявшими элеватор. Однако иным пушистым железнодорожникам все же посчастливилось прославиться…

Талисман Чесси

В сентябре 1933 года серая полосатая кошечка Чесси стала известна всей Америке. Изображение сладко спящего котенка появилось в рекламе железной дороги Чесапик и Огайо, напечатанной в журнале Fortune. Создатели рекламы и владельцы железной дороги сами не ожидали, что незамысловатая рекламная кампания принесет им такой успех. А когда это стало очевидно, они решили не упускать шанса, и растиражировали образ Чесси едва ли не на всех предметах обихода, которые предлагались пассажирам дороги: от фирменных полотенец до посуды в вагонах-ресторанах.

В 1937 году в рекламе этой же железной дороги появился Пик – полосатый кот с белыми лапками. Его прозвали «Приятель Чесси» (он был также отцом ее котят). Чесси и Пик в течение нескольких десятилетий были одними из самых любимых рекламных героев Америки. Чесси и ее котята даже становились героями детских книг и радиопостановок.

Чесси продолжала появляться в рекламе вплоть до 1971 года. И даже сейчас на фирменных вагонах компании можно увидеть изображение спящего котенка.
 

Автором самого первого рекламного рисунка, на котором изображен спящий котенок и слоган: «Спите, как котенок, благодаря охлаждению воздуха в новых вагонах», — был австрийский художник Гвидо Грюнвальд. Его гонорар за работу составил всего 5 долларов.

 

Знаменитый Тиддлс

В октябре 1970 года на железнодорожном вокзале Пэддингтон в Лондоне появился маленький котенок. На вид малышу было не больше полутора месяцев. Его пожалела уборщица Джун Уотсон. Она назвала малыша Тиддлсом и забрала его домой (жила она недалеко от станции), но котенок постоянно возвращался на вокзал. Тогда женщина договорилась с начальником вокзала, чтобы кота не прогоняли и оставили на правах «станционного мышелова». Однако мышей Тиддлс не ловил, хотя поесть любил очень, особенно предпочитая печень цыпленка, языки ягнят, почки, крольчатину и стейк. Вскоре у Тиддлса появился собственный холодильник. На такой диете кот быстро рос вширь и вскоре стал местной знаменитостью, а позже и прославился на весь мир. В 1982 году Тиддлс, весивший 14,5 кг, легко победил на конкурсе «Самый толстый кот Лондона». Несмотря на не слишком здоровое питание, знаменитый кот-толстяк прожил довольно долгую жизнь и умер в возрасте 13 лет.
 

 Джек — станционный кот

Английский писатель Алан Клифф написал более десятка детских книг о приключениях станционного кота Джека, который живет на железнодорожной станции Тэйлс Энд. Прототипом нарисованного героя был вполне реальный черно-белый кот Джек, который жил у Алана Клиффа. Книги весьма популярны у английских детей, на железнодорожных станциях можно увидеть мэскотов (людей, наряженных котом Джеком), а в магазинах — приобрести мягкие игрушки, изображающие черно-белого кота.
 

 Тайзер

В сентябре 2007 года на узловой железнодорожной станции Лондона Кингс-Кросс произошло важное событие. Новый кот был принят на официальную должность мышелова. Британская транспортная полиция после тщательного отбора кандидатур остановила свой выбор на коте Тайзере. Его нашли в приюте, где он оказался после смерти своего хозяина. Причем к тому времени коту исполнилось 13 лет! Но пожилой кот не разочаровал своих работодателей. Тайзер был очень ловок и прекрасно справлялся со своими обязанностями, а заодно своим присутствием радовал полицейских и позволял им немного отвлечься от напряженной работы. Очень быстро кот дослужился до звания «Почетный констебль». В июле 2009 года Тайзер отправился на пенсию и поселился дома у инспектора Роя Слоана.

 

Тама — начальник станции

В Японии в городе Кинокава (префектура Вакаяма) смотрителем на железнодорожной станции «работает» кошка Тама. Таму родила беспризорная кошка, принесенная на станцию уборщицей Тосико Коямой, и котенок с «младых когтей» рос среди железнодорожного антуража, ничуть не пугаясь шума локомотивов. Но в 2006 году железнодорожная компания переживала финансовые трудности и массово сокращала работников, переходя на автоматическое управление небольшими станциями. Станция в Кинокаве тоже была полностью автоматизирована. Но Тама продолжала жить в привычном месте, и в 2007 году кошку назначили официальным «станционным смотрителем». Правда, зарплату кошка не получает, но компания кормит ее. И недаром!  Железнодорожная ветка, на которой находится станция, не пользовалась большой популярностью, но после появления на ней необычного смотрителя количество пассажиров резко возросло. Теперь и станция, и сама кошка известны всей Японии.
 

У Тамы есть даже собственный кошачий поезд, который состоит из двух вагонов. На его реконструкцию было пожертвовано более 10 млн. иен. Вагоны украшены нарисованными кошками, обивка на сиденьях также имеет соответствующий рисунок, а локомотив обладает забавными усами. Помимо этого, в поезде имеется небольшая библиотечка Тамы, где можно посмотреть фотоальбомы киски.

Круг обязанностей 9-летней кошки неширок. Одетая в форму сотрудников компании, она сидит у входа и с удовольствием фотографируется с туристами, которые приобретают разнообразные сувениры с изображением Тамы: открытки, ластики, блокноты и ручки. Спросом пользуется и книга «Дневник Тамы, станционного смотрителя».

 Кот-рекордсмен

В Великобритании в октябре 2009 года маленький котенок проделал путь в 1600 км под днищем локомотива. Состав развивал скорость до 220 км в час, но котенок сумел удержаться. Четвероного безбилетника обнаружили только на остановке. Черный котенок сидел на коробке редуктора между колесами. Предположительно он запрыгнул туда на стоянке в Банбери (Оксфордшир). Помощница машиниста Джоди Фокс вспомнила, что на стоянке в Банбери видела черного котенка, который подбежал к локомотиву и пропал. Джоди была настолько поражена смелым малышом, что оставила его себе и назвала Дизелем.
 

 Скимблшенкс — железнодорожный кот

В знаменитом мюзикле «Кошки» тоже есть железнодорожный кот Скимблшенкс. Без Скимблшенкса поезд даже с места не двинется – он на почтовом экспрессе наиглавнейшая персона. В обязанности Скимблшенкса входит: обход пассажиров, забота о сохранности пассажирского багажа, проверка технической работоспособности поезда. Он известный рассказчик дорожных историй. Его имя происходит от англ. слова skimble-skamble – прилагательного со значением «слоняющийся», «бродячий» и слова «shanks» (ед.ч. shank – голень, нога). То есть Skimbleshanks – что-то вроде «вездесущий кот, поспевающий там и тут». В мюзикле его изображают рыжим полосатым котом.
 

 Кошки в железнодорожных музеях

В американском городе Форт-Смит есть Музей железнодорожного транспорта. В его штате состоят четыре кошки. В 1997 году там поселилась кошка Кэйти. Ее кличка связана с железнодорожной компанией Миссури-Техас, которая использовала в эмблеме надпись «Кэйти». Впрочем, все остальные кошки тоже имеют прозвища, так или иначе связанные с железными дорогами. Кэйти была очень ласковой кошечкой, которой больше всего нравилось встречать посетителей и играть с ними. Она стала талисманом музея, и ее изображение появилось на сувенирах. К сожалению, в 2002 году Кэйти исчезла. Возможно, кто-то решил взять популярную кошку к себе домой.

В декабре 2003 года в музее появилась кошка Смоки (или по-русски Дымка). Она сразу выбрала себе в качестве дома огромный паровоз Frisco.

Самой последней в музее поселилась кошка Чесси, получившая имя в честь знаменитой героини рекламы Чесапикской железной дороги. Чесси – самая общительная кошка из всех четырех музейных жителей, и ее чаще всего фотографируют посетители музея.
 

В городе Кенебанкпорт (штат Мэн) находится аналогичный железнодорожный музей. В нем также служит мышеловом, а по совместительству мэскотом (талисманом) обычная беспородная кошка Мисс Бу. Маленького котенка подобрал несколько лет назад сторож музея. С тех пор серая кошка — его верный спутник в ночных бдениях, а днем она становится приветливым компаньоном для посетителей музея.

по материалам сайта: zooinform.ru