ЗАПАХ ХОЗЯИНА — СЧАСТЬЕ ДЛЯ СОБАКИ

17.06.2015

Не так давно в журнале «Поведенческие процессы» были опубликованы результаты первого в своём роде исследования на тему того, как мозг собаки реагирует на запахи. Руководил экспериментом Грегори Бернс, директор Центра Эмори. В 2012 году он возглавлял команду учёных, которые в процессе изучения когнитивных способностей лучших друзей человека сделали первые снимки мозга собаки с помощью магнитно-резонансного томографа.

Эксперимент

Учёные проводили исследование головного мозга собаки на томографе, намереваясь отследить реакцию животных на запахи знакомых и незнакомых собак, а также на запахи различных людей. Обоняние очень важно для собак, и результаты исследования позволяют больше узнать о чувствах лучших друзей человека.

Грегори Бернс так объяснил задачи эксперимента: «Одно дело, когда вы приходите домой, и пёс видит вас, лижет и радостно прыгает вокруг. В нашем исследовании доноры запаха не должны были физически присутствовать рядом с животным. Это подразумевало, что реакции собачьего мозга вызывались чем-то далеким в пространстве и времени. Эксперимент показал, что мозг собаки хранит представления о нас, даже когда нас нет рядом».

В эксперименте принимали участие 12 животных, обученных оставаться неподвижными во время процедуры снятия томограммы. Неподвижность была достигнута лишь при помощи дрессировки, перед исследованием собакам не давали никаких успокаивающих средств, не связывали их и не удерживали внутри томографа силой. Такие условия были важны для получения достоверных результатов. Образцы пяти различных запахов были заранее собраны при помощи стерильных марлевых салфеток.

Результаты

Учёные изучали область мозга, которая отвечает за положительные эмоции. Уровень активности в этой части мозга в ответ на тот или иной запах говорил об эмоциональной реакции собаки на различные стимулы. Вниманию животных предлагался их собственный запах, запах знакомой собаки, незнакомого пса, знакомого и незнакомого человека. Запах демонстрировался собаке только на салфетке.

Учёные выяснили, что самая сильная реакция проявлялась у собак на запах знакомого человека. Животные реагировали на все запахи, но активация хвостатого ядра в головном мозге происходила особенно явно на запах знакомого человека. Хвостатое ядро — это область мозга, отвечающая за положительные ожидания.

Практическое применение

В исследовании принимали участие четыре собаки служебных пород, их отклик на запах человека был самым сильным. Вероятно, это связано с направленной селекцией. Исследователи сделали вывод, что собаки, которые наиболее сильно реагируют на запах человека, лучше всего подходят на роль служебных собак. Подготовка такого животного очень трудоёмка и дорого стоит, поэтому, выбирая тех собак, которые ярче других воспринимают запах человека, можно сэкономить время и деньги.

«Обоняние считается самым мощным и важным органом чувств у собак. Просто необходимо как следует изучить его, чтобы узнать больше о социальном познании собак», — говорит Марк Спивак, коллега Грегори Бернса.

«Самая сильная активация хвостатого ядра происходила от запаха человека, — говорит Бернс. — В то время как мы ожидали, что собаки должны быть больше настроены на запахи своих знакомых сородичей. Однако ответ зоны положительного подкрепления, кажется, зарезервирован для людей. Основано это на пищевой, игровой или врождённой генетической предрасположенности — предмете будущих исследований. Мы планируем провести дальнейшие исследования, чтобы определить, можем ли мы использовать томографию мозга для того, чтобы выбрать собак, которые являются наиболее подходящими домашними животными для инвалидов», — заключает Грегори Бернс.

В заключение отметим, что описанный эксперимент финансировался министерством обороны США.

по материалам сайта: zooinform.ru